Сервисы телемедицины заявили о снижении спроса со стороны пациентов

Востребованы психологи и специалисты по питанию из-за «заедания» стресса Сервисы телемедицины в марте столкнулись с сокращением спроса и новыми жалобами пациентов Сервисы онлайн-медицины рассказали о снижении спроса на свои услуги, у некоторых оно доходило до 30%. При этом растет популярность гастроэнтерологов и нутрициологов из-за проблем с пищевым поведением, вызванных стрессом

Сервисы телемедицины заявили о снижении спроса со стороны пациентов

Представители нескольких сервисов, оказывающих услуги телемедицины, рассказали РБК о сокращении спроса на свои услуги после начала военной спецоперации на Украине.

  • По словам главы сервиса «Доктор рядом» Марии Коломенцевой, в марте спрос на дистанционные консультации снизился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В период потрясений люди зачастую откладывают решение рутинных вопросов, касающихся здоровья, «на потом»— все силы и средства направлены на актуальные проблемы, объяснила Коломенцева. Она считает падение спроса временной ситуацией и ожидает рост количества обращений через два-три месяца, поскольку о себе даст знать отложенный спрос и «тяжелые психологические потрясения», когда будет необходима помощь врачей.
  • Спрос на телемедицинские услуги по подписке, а не в рамках ДМС упал примерно на 28%, подтвердила основатель health-tech компании AIBY Ольга Осокина.
  • По словам главы медтех-компании MDinc Магомед-Амина Идилова, количество пациентов в частных клиниках снизилось на 30%. Он отметил, что медицинские процедуры являются «одним из первых пунктов экономии».
  • О «некотором спаде» в спросе в конце февраля и начале марта рассказал и представитель сервиса «Доктис». Но в течение марта ситуация стабилизировалась. «Как онлайн-сервис, мы зависим от возможностей продвижения в интернете и, в частности, в социальных медиа, и понадобилось некоторое время, чтобы перестроить эту работу из Facebook и Instagram (деятельность этих социальных сетей признана экстремистской в России и запрещена) в сеть «ВКонтакте» и др. В начале марта после отключения рекламы мы заметили, что замедлился темп роста записей пациентов на сдачу различных анализов, но по итогам месяца мы все равно вышли на рост выручки»,— пояснил он.

По данным «Анализа рынка телемедицины в России», подготовленного BusinesStat, в 2020 году был всплеск обращений к врачам через сервисы телемедицины: было организовано 4,51 млн консультаций— это в четыре раза больше, чем в 2019-м. В 2021 году показатель вырос не так значительно, на 9,7%, до 4,95 млн телеконсультаций, поскольку коронавирусные ограничения на посещения клиник были ослаблены. Объем рынка в 2020 году вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 8,71 млрд руб., а в прошлом году увеличился на 16%, до 10,1 млрд руб. В 2022-м показатель может вырасти на 17%, до 11,82 млрд руб., ожидает компания. Прогноз учитывает специальную военную операцию, уточнил представитель BusinesStat.

Однако не все сервисы заметили снижение спроса с началом военной операции. По словам исполнительного директора «СберЗдоровье» Майи Сикириной, в этом сервисе за последние два месяца число консультаций с врачами и специалистами, наоборот, выросло на 71% по сравнению с темже периодом прошлого года. «Одним из ключевых драйверов роста обращений к врачам является рост спроса со стороны бизнеса. Компании выбирают цифровую медицину в дополнение к ДМС или вместо классического страхования, чтобы уменьшить расходы без снижения качества оказания помощи сотрудникам, а также из-за желания предоставить медицинские решения как можно большему числу сотрудников»,— отметила она.

Директор по цифровой трансформации ГК «МЕДСИ» Александр Пилипчук напомнил, что до 14 марта было законодательно разрешено удаленно даже на первичном приеме при наличии признаков ОРВИ ставить диагноз COVID и открывать электронный лист нетрудоспособности. «Эти послабления почти в три раза увеличили объем консультаций, продемонстрировав потенциал телемедицины. После отмены такой возможности количество телемедицинских консультаций снизилось, однако оно выше, чем до этих изменений, примерно на 35–40%. Изменения спроса именно после 24 февраля мы не наблюдаем»,— рассказал Пилипчук.

Спрос среди корпоративных клиентов упал на какое-то время, но сейчас возвращается, отметил сооснователь и исполнительный директор экосистемы медицинских сервисов BestDoctor Михаил Беляндинов. Больше всего это было заметно среди компаний, которые были релоцированы и где высокая доля ИТ-специалистов. Из наиболее востребованных специалистов он назвал психологов— всем сейчас не хватает внутренней силы и уверенности в будущем.

Читайте на РБК Pro Pro Китайский Twitch: куда перетекут клиенты рекламодателей на стримах Статьи Pro Оказаться безработным: от кого и какие выплаты можно получить Инструкции Pro Как именно сейчас топ-менеджеру искать работу: четыре совета Инструкции Pro Слушаю, но не слышу: почему руководителям сложно давать обратную связь Инструкции Pro Риски сокращения персонала: как не попасть в ловушку Инструкции Pro Проверка на прочность: как законно отказать кандидату в приеме на работу Инструкции Pro Как бухгалтер создал крупнейший в Индии банк для бедных ценой $6 млрд Статьи Pro Работа, за которую сотруднику нужно платить не только зарплату Статьи

Представитель «Яндекс.Здоровье» отказался от комментариев.

Какие направления стали популярными

По словам Майи Сикириной, наиболее востребованными в последние два месяца были терапевты, медицинские советники (сопровождает пациента от момента обращения до полного выздоровления, советует, к какому врачу лучше обратиться), педиатры, психологи, дерматологи, гинекологи и неврологи. Причем психологи вошли в тройку наиболее востребованных специалистов впервые. Число обращений к ЛОРам, неврологам, дерматологам и гастроэнтерологам выросло на 120–145% по сравнению с темже периодом 2021 года. «Востребованность гастроэнтерологов может быть обусловлена в том числе стрессовыми состояниями, которые могут провоцировать, например, синдром раздраженного кишечника или переедание»,— говорит Сикирина.

Ольга Осокина говорит, что с начала весны этого года особенно сильно вырос спрос на нутрициологию (направление, связанное с правильным питанием), что открыло новую нишу для телемедицинских сервисов. «Нарушение пищевого поведения— одно из следствий ментальных переживаний, поэтому возможен некоторый рост обращений к диетологам и нутрициологам в будущем»,— согласна Мария Коломенцева. Но пока она считает этот тренд незначительным. По ее словам, наиболее значительно, более чем на 50%, пока растет спрос на консультации психологов и психотерапевтов— людям необходима экстренная помощь, чтобы справиться со стрессом и неопределенностью.

Какие еще есть проблемы

Несмотря на то что медицина всегда вне политики, стартапы в медтехе чувствуют себя нестабильно, отметил Магомед-Амин Идилов. «В России для медицинских стартапов часто есть только два варианта развития— получить поддержку от государства через гранты и всевозможные программы, но тогда иметь потенциал только на локальном рынке, или выбрать частные инвестиции и тогда иметь шансы на международное развитие»,— говорит Идилов. Он указал, что инвестиции в медтех-проекты в России «всегда были ограничены», но сейчас привлечение денег многократно усложнилось, поэтому многие предприниматели стремятся подстраховаться и релоцироваться. «Чаще всего перспективные фаундеры переезжают ради возможности вести бизнес на другие рынки, которые больше российского, а не быть ограниченными одной юрисдикцией с замедлением платежей из-за рубежа, привлечением средств и т.д. Для сравнения: мировой рынок одной только нейрореабилитации— $32,5 млрд, а доля России на нем— 3–4%, ограничивать инновационные технологии в медицине такими объемами как минимум недальновидно»,— рассуждает Идилов.

Еще одна проблема, по словам Ольги Осокиной,— недоступной стала часть библиотек, на которых раньше обучали искусственный интеллект, из-за чего могут пострадать проекты предиктивной медицины. Это произошло из-за приостановки оплаты российскими картами подписки, а также из-за решений владельцев некоторых зарубежных библиотек. Это, в свою очередь, может привести к снижению точности построенных моделей на 30%, тогда как критический уровень отклонения в прогнозных моделях— 5% и более, предупредила Осокина.

Однако в крупных компаниях говорят, что для них эта проблема неактуальна, поскольку у них есть свои библиотеки. Мария Коломенцева отметила, что «Доктор рядом» использует обезличенные данные пациентов, преимущественно собранные самой компанией, а также медицинские базы и справочники. По словам Александра Пилипчука, МЕДСИ также использует для обучения искусственного интеллекта собственные данные. «Например, наша партнерская компания «Платформа «Третье мнение» реализует продукты по анализу рентгеновских снимков, снимков компьютерной томографии и маммографии, в большей степени именно опираясь на наши данные. Соответственно, серьезных проблем с закрытием доступа к упомянутым библиотекам мы не испытываем»,— заключил он.

Материалы к статье Авторы Теги

Полина Стоцкая

Я Полли, автор статей о косметологии, уходе за телом и создании себе прекрасного настроения!  Обожаю музыку, пиццу и свою работу, а моя работа - это сфера beauty-индустрии :)

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять